Время возникновения поселения Чуфут-Кале по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в городе набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.
| |
В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
В настоящее время большая часть бывшего города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов.
Как добраться до Чуфут-Кале
Добраться до Чуфут-Кале можно от ж/в вокзала в
Бахчисарае на маршрутном такси или городским автобусом № 2, следующими на Староселье. Ехать необходимо до конечной остановки. Потом вверх по дороге пройти около 1 км до Успенского Монастыря, а затем и до Чуфут-Кале.
Из Бахчисарая до Чуфут-Кале можно дойти и пешком по улицам Ленина, Розы Люксембург и Старосельской. Дальше старая каменистая дорога идет по балке Ашлама-Дере, там стоял первый дворец крымских ханов. Он не сохранился, но хорошо сохранился мавзолей (дюрбе), где похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирей.
Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе — высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к Успенскому монастырю. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь. За монастырем по балке Марьям-Дере к желанной цели — Воздушный город Чуфут-Кале.
Фото Чуфут-Кале
Испанский город затерянный в камнях называется — Сетениль-де-лас-Бодегас.
Сетениль-де-лас-Бодегас издавна славится своим уникальным географическим положением: большинство домов буквально «врезаны» в скалы, построены путем расширения природных пещер. Подобную картину можно увидеть разве что в Боливии, где город Ле Пас «разросся» в кратере потухшего вулкана.
Исторические сведения указывают на то, что горд был основан во времена Римской империи и построен на мысе, который в последствии был занят мусульманами. Этот город долгое время был главным форпостом, отбивая атаки христианских войск. Многие ученые считают, что название города связано с военными событиями. Первая часть названия, якобы, произошла от «septem nihil», что буквально означает «семь раз без результата». Именно таким было количество безуспешных атак христианских войск. Вторая часть названия «-де-лас-Бодегас» появилась благодаря обильному производству ценных сортов вина, которыми издавна славится эта местность. Примечательно, что первые виноградники были высажены на этой территории именно христианами в дополнение к произраставшим здесь оливковым и миндальным рощам.
За долгие годы Сетениль-де-лас-Бодегас стал популярен не только благодаря виноделию, этот город имеет лучшую «мясную» репутацию в регионе, в многочисленных барах и ресторанах подают отличные блюда из свинины.